Меню
Счастье, когда у детей всё получается
В приёмной семье Казаковых учат полезным навыкам
Редко встречаются люди-колодцы, которых черпаешь и утоляешь жажду. Но еще реже лозоходцы, ищущие воду в глубине земли. Приёмные родители Казаковы из Усть-Гаревой отыскивают таланты детей.
Про снегурочку, курочку и колобка

Ольга Геннадьевна бывший предприниматель, Николай Геннадьевич – спортсмен. Двенадцать лет назад стали сельскими жителями. Ездили в деревню сначала к родственникам, потом присмотрели дом.

Дом старый. Перенесен на это место за несколько месяцев до перекрытия Камской плотины в 1953 году, да так и поставлен без фундамента. Фундаменты колхозники подготовить не успели: дома переносили вечерами после работы в поле.

Казаковы дом перестроили, залили фундамент под цокольный этаж. В цокольном этаже разместили кухню-столовую. Мы беседуем за кухонным столом, в центре – ваза с луговыми цветами и сиренью. Кухня наполняется тёплыми печёными ароматами. Это Дарья и Маргарита достают из духовки пирожки.

- Знаете, как в сказках про колобка, снегурочку, курочку Рябу, - рассказывает Николай Геннадьевич, - бабушка с дедушкой сидят, в окошко смотрят. Так и мы, одиноко стало в доме.

К тому времени двое родных сыновей уже выросли, переженились. Родительский опыт был, а силы остались.

- Мы бы не знали, что есть приёмные семьи, но до нас в деревне уже были такие, - продолжает Ольга Геннадьевна. В деревне сейчас девять семей с опекаемыми детьми. – Помогала в клубе шить костюмы и номера ставить, туда приходили приёмные родители. Говорили, мол, вам нужны дети. Мы долго думали.

Дети попадали в семью из приютов. Сейчас под опекой семеро: Иван, Максим, Маргарита, Александра, Мария, Полина и Руслан. Трое выпускников приезжают в каникулы. Дарья оканчивает медицинское училище в Березниках. Виталий учится на каменщика, избрали старостой группы. А раньше не умел решать сложные ситуации, в которые частенько попадал. Из-за этого мог вскипеть. Родители подсказали ему выход: пять минут погулять и отпустить. Как в командных видах спорта удаление на время, чтобы игрок мог успокоиться.

Одиннадцатилетний Ваня из Братска Иркутской области сначала оказался в приемной семье в Екатеринбурге, не ужился, вернули в детский дом. Казаковым рассказали о нём на форуме приёмных семей. Супруги съездили в соседний регион и забрали Ваню в свой дом.

Разглядели в Ване задатки танцора, показали парня в Пермском хореографическом училище, там его готовы взять, говорят, приходите в конце августа. Всё бы ничего, но Ваня переживает: «Вы меня снова хотите отдать?»

Десятилетнему Руслану за год пришлось труднее всех, у него не было никаких бытовых навыков. Мальчик-маугли, не понимал, как столовыми приборами пользоваться. Второй год глаза голодные: боится, что снова не будет еды.

Зашла Полина с букетом: «Это вам от тайного поклонника».

В 2012 году мама не смогла защитить Полину от пьяного брата. После нанесённых увечий девочка несколько недель провела в коме, прошла курс лечения в детской клинической больнице и реабилитацию. В приёмной семье продолжает восстанавливаться, лучше стала ходить, писать от руки. В её тетради запись: «Семья – это очень хорошо, когда вместе играем».

Полине предстоит несколько лет реабилитации, и, возможно, от последствий она до конца не избавится. Спортсмены после травмы быстро восстанавливаются, но и в спорте нужна мотивация. Нет мотивации, начинается падение. С детьми так же. Полина мотивирована счастьем. За счастье она дарит приёмным родителям цветы.
От балерины и кандидата наук

Каждый месяц в семью приезжает психолог, нужно, чтобы кто-то обязательно смотрел со стороны. Всё, что Казаковы рассказывают, психолог подтверждает теорией и статистикой.

- Психологическое сопровождение нужно особенно кандидатам в приёмные родители, - говорит Николай Геннадьевич. - Многие из них думают, что дети родились от балерины и кандидата наук, а это не так. Психологи открывают глаза, и сразу идёт отсев. И это хорошо. Родители должны знать, на что они идут.

- Вернуть ребёнка обратно в детский дом – ничего не может быть хуже, - поддерживает Ольга Геннадьевна.

- Прежде чем усыновить, я бы рекомендовал взять под опеку, пожить вместе год-два, понять ребёнка, проверить психологическую совместимость. Подходите ли вы друг другу, хорошо ли ему с вами? Это как с саженцами: вырос, прижился, значит, ему хорошо, его всё устраивает. Задача, чтобы ребёнок почувствовал себя в семье, чтобы ему было комфортно.

Казаковы уверены, что у каждого ребёнка должна быть биологическая память. Вопрос "Кто мои родители?" рано или поздно всплывёт, а корни должны сохраняться.

Однако отношения кровных родителей с детьми холодные. Сидит мама в тюрьме – пишет слезливые письма. Выйдет – пропадёт, не слышно и не видно.

- Папа Дарьи общается с дочкой, но ему тяжело, постоянной работы нет, делает шабашки, дрова поколет.

Обязанность требовать алименты с кровных родителей возложена на приемных. Но какие алименты - им самим надо помочь, чтобы семья восстановилась.

Казаковы узнали, как это делают в Екатеринбурге. В соседнем регионе работает социальный патронат, позволяющий восстановить кровную семью. Мама, у которой социальные службы «забрали» ребёнка, проводит с ним в приюте несколько часов. При условии, если она трезвая. Каждый день появляться трезвой на пороге приюта – дисциплинирует. Родители находят работу, приводят в порядок жильё. Это интересный опыт, его можно распространить и на Пермский край, считают Казаковы.
Мы никого не злобим

Задний двор охраняет кавказская овчарка. Лежит безмолвно в тени берёзы, тяжело дышит, высунув язык. Рядом кролик.

- Не злая? – спрашиваем о «медвежонке».
- Нет, мы никого не злобим, - отвечает мама.

Руслан приобнял садовую скульптуру – неизвестную античную тётю с амфорой. Разузнали про «своё» место: за теплицей дети устроили кафе-магазин с посудой, плитой и мойкой.

Любопытства ради обошли дом: на бревнах висит подкова, старый керосиновый фонарь, цепь от бензопилы, бобина для кинопленки. Около окна прикручено зеркало заднего вида от грузовика. Вместо домофона с камерой.

На лужайке поставили стулья для интервью родителей. За стульями на траве делает сальто Александра.
Дети подрастают и наша задача становится шире. Теперь мы стараемся помочь с профессией, - говорит Николай Геннадьевич. - Если он хочет быть каменщиком, то пусть будет каменщиком по вдохновению, принесет пользу, и чтобы сам с удовольствием ходил на работу.
Казаковы наблюдают, к чему дети проявляют интерес. Поощряют, подсказывают, помогают и направляют. Казаковым нравится открывать в детях способности.- Это то, ради чего мы работаем. Иногда огорчаешься, когда у детей что-то не получается, но уж если получается то, чему ты научил, то для любого родителя это счастье.

Дети попадают в приёмные семьи с багажом негативного опыта, эмоциональных переживаний, иногда вспоминают неприятные моменты прошлого.

- Я в такие минуты им говорю: не оглядываемся назад, идём вперёд, - рассказывает Ольга Геннадьевна. - Я сразу перевожу тему разговора.
Нормальные лабутены

После серьёзных разговоров перешли в клуб на репетицию. Клуб украшен флажками. Над залом растянут плакат «С праздником!». Отмечали всем селом День России, концерт вели Казаковы.

Дети убежали в гримерку наряжаться. Примеряли треуголки, крылья бабочки, уши чебурашки, короны мисс красоты, кокошники.

- Я буду двухшляпочным человеком, - сказала Маргарита.
- Каким-каким?
- С двумя шляпами на голове.

При двух должностях, значит.

- А я фея, - кричит Полина.

Саша примерила туфли на высоченном каблуке: «Нормальные лабутены».

- Ну всё, в школу в них пойдёшь, - пошутил Николай.

Старшие принесли ноутбук, подключили к усилителю, нашли минусовку.

- Раз, раз, - проверила микрофоны Ольга Геннадьевна.

Дети спели «Шумную семью», «Солдат», а на «Моей России» хлынул дождь, сбивая цвет яблони и сирени. Дорогу к дому преградил ливень.

- Я хочу ездить в дома престарелых, дома инвалидов, больницы, делать детские концерты, - поделилась Ольга, пока мы пережидали дождь в полутёмном зале клуба. Напротив у стены балетный станок. - Но ездить всем составом мы не можем, у нас легковая машина.

Перебежали по лужам и под навесом дома фотографировали детей с букетами. Наше путешествие началось и закончилось цветами.
Чему научили приемные родители

Стряпать: ставить тесто, готовить начинку, запекать.
Следить за опрятным внешним видом.
Ухаживать за домашними животными.
Петь, публично выступать.
Верить в себя.
Строить дружеские отношения.
Текст и фото: Андрей Дербенев
Интервью: Анастасия Киреева
Видео: Николай Копытов
Made on
Tilda