Меню
Наследственность и воспитание
Что оказывает большее влияние на развитие ребенка
Дети, попадающие в детские учреждения, как правило, из неблагополучных семей. Члены этих семей имеют алкогольную или наркотическую зависимости, психические заболевания, инфантильность, агрессивность, незрелость личности и многое другое.

У воспитателей и приемных родителей возникает вопрос: какие родительские особенности передаются генетически и насколько сильно влияние генов.
Разберемся с каждой особенностью.

Алкоголизм
Алкоголизм не передается по наследству, но предрасположенность к нему заложена генетически. А именно: передаются особенности биохимических систем мозга, при которых злоупотребление алкоголем стремительно вызывает зависимость, она быстро прогрессирует и тяжело поддается лечению.

К сведению о наследственности: существует также ген, защищающий от употребления спиртного. Он управляет ферментом, расщепляющим спирт. При наличии этого гена употребление алкоголя вызывает тяжелейшее состояние похмелья: головную боль, тошноту, дрожь. Люди с таким геном просто не способны выпить много, поэтому зависимость не развивается. В России, как и Европе, такой ген имеет каждый десятый, в азиатских странах чаще.

Так, вероятность развития алкоголизма зависит, в большей степени, от среды. Бывает, что дети из неблагополучных семей начинают пить очень рано, и это связывают с генами. На самом же деле, такое поведение дети принимают от родителей на уровне воспитания и наблюдения. Ребенок видит модель того, сколько и для чего пьют. Он видит, что родители употребляют алкоголь как развлечение, как образ жизни, когда им плохо, когда им хорошо, когда приходят друзья. Ребенок принимает все эти модели поведения некритично, как единственно верные.

В нормальной и здоровой среде, когда ребенок понимает свои эмоции и обучен способам их регулирования и способам справляться со стрессом - алкоголь не будет избран ребенком как средство решения проблем.

Опасность наличия гена предрасположенности к алкоголизму только в том, что при уже возникшей зависимости справиться с ней будет сложнее, чем если бы предрасположенности не было.

Наркомания
На вопрос о передачи наркомании есть две точки зрения. Первая предполагает схему, аналогичную алкоголизму, то есть передачу предрасположенности. Если конкретнее: эти гены вызывают патологические изменения в белом вещества мозга и связях между нейронами. В результате, зависимость формируется быстро и устойчиво.

Вторая точка зрения более любопытная. Согласно ей, у каждого из нас есть генетическая предрасположенность к наркотикам, так как это вещества, вызывающие положительные эмоции И организм человека стремится получать их, если возможно. Согласно такому подходу, разница между ребенком из благополучной и неблагополучной семьи только в том, что в неблагополучной семье ребенок раньше узнает о существовании наркотиков.

В любом случае, говоря о генах, мы подразумеваем скорость формирования зависимости, но не непреодолимое желание начать употребление наркотических веществ.

Наркозависимость детей и взрослых связана с отсутствием навыка решения проблем. Поэтому, если приемная семья учит ребенка справляться со стрессом и решать проблемы, то он не станет наркоманов, даже если родился и жил в зависимой семье.

Интеллектуальные способности
Глобально интеллект - способность мозга обрабатывать информацию. Сюда относятся память, логика, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

На данный момент биологи и генетики выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов в целом - это влияет на стойкость запоминания, развитие мышления и все когнитивные процессы. Есть гены, которые связаны с конкретными способностями. Например, люди с определенным геном имеют исключительную память.

Исследования показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

То есть и в случае с интеллектом гены, хоть и существуют, не являются главными в определении умственных способностей целей. Их влияние в том, до какого уровня можно развить ребенка, условно нормального или гениального.

Шизофрения
Шизофрения и прочие психические заболевания, как и все вышеперечисленное, имеют генетическую предрасположенность.

Но можно прожить всю жизнь жизнь с этим геном, не заимев при этом никакого заболевания. Реализация гена в заболевание может быть спровоцирована чрезмерным употреблением алкоголя или наркотиков и сильным стрессом. К сожалению, таким стрессом может оказаться разлука с родителями.

Установлено, что всего у 30% больных шизофренией ближайшие родственники имеют психические расстройства.

Согласно другим исследованиям, вероятность проявления шизофрении следующая:
  • если болен родитель - 20%
  • бабушка или дедушка - 10%
  • прабабушка, прадедушка, а также родной брат или сестра при отсутствии других родственников - 5%
При этом 1% заболевших шизофренией окажутся первыми в своем роду.

Таким образом, своевременная работа с тяжелыми переживаниями ребенка позволит ему оставаться психически здоровым, какой бы генетический потенциал он не имел.

Агрессивность и преступность
Европейские ученые активно изучают влияние генетики на агрессивность и преступность. Исследования показывают, что на вероятность проявления преступного поведения влияет семейное воспитание. Согласно исследованию англичан, около 40% тех людей, чьи отцы имеют криминальное прошлое, сами оказались судимы.

В Дании провели масштабное исследование на 14 тысячах людей, которые были установлены в раннем детстве и не знали кровных родных. Исследовали этих людей, их приемных и кровных родителей. Оказалось, криминальные наклонности приемных родителей влияют на вероятность совершения преступлений детьми, но в гораздо меньшей степени, чем наклонности кровных родственников. Вероятность преступлений значительно повышалась, если обе семьи имели преступные наклонности.

Однако есть и противоположные данные: 75% детей, рожденных от особо опасных преступников, не оказались судимыми до взрослого возраста. Хотя такие дети всегда оказываются склонными к поведению антисоциального сектора в целом.

Что касается агрессивности, то она может быть заложена в генах и темпераменте. Однако и это не является большой сложностью, если вовремя обучить ребенка способам регуляции эмоций.

Суицидальные наклонности
Исследования, проведенные в США, обнаружили связь риска попыток суицида и определенных генов. Исследование проводили на группе людей, страдающих депрессией, так как именно в состоянии депрессии риск совершения суицида максимальный. Изучали пациентов с депрессией, имевших попытки суицида и суицидальные намерения, и не имевших таковых. Проведя генетический анализ, было выявлено, что у пациентов, имеющих определенный ген, риск суицидального поведения в 4,5 раза выше, чем у остальных людей.

Далее был обнаружен ген, отвечающий за настроение. Если он активно работает, то может снижать настроение, приводить к депрессии и мрачным мыслям. И специальный ген, который может существовать в единственном виде или с копией. При исследовании тех, кто совершал и не совершал попыток суицида, было обнаружено, что люди, имеющие копию этого белка, в полтора раза чаще совершали попытки суицида.

Проявление этих генов усиливают употребление алкоголя и наркотиков, депрессивные состояния, психические заболевания и бессонница.

Расстройства личности
Расстройства личности можно выделить отдельно от психических заболеваний, так как расстройства личности возникают в детском или подростком возрасте и сохраняются на всю жизнь.
В классификации расстройства личности подразделяются на три класса. Класс А включает параноидные, шизоидные и шизотипальные личностные расстройства. Люди с такими расстройствами часто кажутся странными и эксцентричными.

Класс Б включает истерические, нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства. Такие люди часто производят впечатление театральных, эмоциональных и сумасбродных.

Класс В включает личностные расстройства в виде избегания, зависимости, а также обсессивно-компульсивные и пассивно-агрессивные. Такие люди часто бывают тревожными и испытывают страх.

Было получено убедительное свидетельство того, что в развитие личностных расстройств вносят вклад генетические факторы.

Заболевания класса А (параноидные, шизоидные и шизотипальные) наиболее часто встречаются у биологических родственников больных шизофренией.

Заболевания класса Б (истерические, нарциссические, антисоциальные и пограничные) обнаруживают генетическую связь с антисоциальным поведением и алкоголизмом. В семьях больных с пограничными расстройствами чаще обнаруживается депрессия.

Расстройства класса В (обсессивно-компульсивные, пассивно-агрессивные, зависимость и избегание) также могут иметь генетическую связь с депрессивными расстройствами и высоким уровнем тревожности.

Резюме
Обобщим вышесказанное. У всех негативных особенностей детей-сирот есть генетическая предрасположенность. В разной степени, но для всего выделены определяющие гены. Но речь всегда идет только о предрасположенности к тому или иному проявлению или заболеванию.

Проявления всех проблем зависят от среды и воспитания. При здоровой семье и хорошем воспитании можно всю жизнь нести "проблемные" гены и не стать алкоголиком, преступником или психически больным человеком.

Опыт показывает, что дети, оставшиеся без родителей, чаще имеют зависимости, психические нарушения и асоциальное поведение. Но это связано их травмой разлуки с матерью и непроработанностью этой травмы. Дети не понимают своих чувств, не знают, как с ним совладать, не понимают, что делать. В результате они выбирают те пути, которые видели в детстве, то есть которыми следовали их родители.

Любовь и забота приемных родителей в совокупности с профессиональной помощью помогает детям избавиться от зависимостей и прочих недугов.
Автор текста: Анастасия Киреева
Made on
Tilda