Меню
Общение с кровными родственниками
Стоит ли позволять ребенку общение с кровными родственниками? Общий ответ – да, стоит. Более того, приемные родители должны способствовать такому общению. При условии, что это общение в интересах ребенка и не вредит ему.

Но дело не только в законе: ребенок нуждается в связях с кровной семьей и такое общение ему полезно. Кровная семья – это история ребенка, его гены и корни.

Для безопасности ребенка приемные родители интересуются всей информацией о родителях, которая есть в детском учреждении и органах опеки: что это за люди, как они относились к ребенку, какой была их семья, не допускалось ли жестокое обращение и насилие. Родители должны убедиться в безопасности встреч. Если такие встречи безопасны, то необходимо решить, где они будут проходить, как часто, какой продолжительностью, будут ли на них присутствовать приемные родители или кто-то еще. При необходимости подключают специалистов органов опеки или служб сопровождения приемных семей.

Затем к встрече готовят ребенка. Это обязательный этап, так как встреча с кровными родителями, особенно первая, будет волновать ребенка. Подготовка создаст больше спокойствия и безопасности.

Что ребёнок должен знать до встречи?

1. Четко представлять, как будет происходить встреча.
Где она пройдет, сколько займет времени, будут ли присутствовать приемные родители, что нужно сделать, если захочется прервать встречу – ответы на эти вопросы ребенок должен знать заранее. Обсуждать эти вопросы необходимо, даже если ребенок не спрашивает и, кажется, не волнуется о встрече.

2. Получить достаточное количество информации задолго до встречи.
Если ребенок не был знаком с кровными родителями – расскажите ему все, что сами узнали: какие они по характеру, чем занимаются. Попробуйте найти объяснения, почему родители решили выйти на связь с ребенком именно сейчас. Если ребенок жил в кровной семье и помнит родителей, расскажите ему о том, что сейчас эти люди могут измениться в характере и в общении. Рассказывайте о том, что знаете и в чем уверены. Не придумывайте лишнего. Не рассказывайте негативных фактов, которые могут травмировать ребёнка.

3. Должен быть готов к реакции родителей.
Необходимо проговорить все возможные реакции. Родители, как и ребенок, будут испытывать страх, беспокойство, они могут стесняться, злиться, слишком интенсивно радоваться. Надо заранее объяснить, что такие реакции могут быть и это нормально. Если ребенок помнит своих родителей, спросите, какими он их помнит, и объясните, что сейчас они могут вести себя по-другому, иначе говорить и реагировать. Бывает, что родители не приходят на назначенную с встречу. Обсудите заранее, что такое возможно, и обсуждайте чувства ребенка после таких ситуаций.

4. Проговорить все возможные чувства, которые могут возникнуть у ребенка при встрече с родителями и после нее.
Страх, злость, радость, грусть, стыд, вина – любое из чувств может возникнуть после встречи. Даже если ребенок не скучал по кровным родителям, после встречи с ними он может очень переживать.

Важно правильно завершить встречу и провести время после нее:
- после прощания с родителями уведите ребёнка немедленно и спокойно.
- не расспрашивайте ребенка о встрече. Если он посчитает нужным, то расскажет вам позже сам. Или не расскажет – это его право.
- скажите, когда он снова увидится с родителями. Даже если ребенок не спрашивает об этом.
- скажите что-нибудь ободряющее, чтобы ребенок понял, что любая его эмоция нормальна и допустима.
- не заставляйте есть и не приставайте с нежностями.
- примите любые чувства и любое поведение ребенка. Для того чтобы справиться с эмоциями от встречи, ребенок может плакать, много говорить, молчать, избегать родителя, тянуться к родителю, тянуться к другим людям, злиться, вести себя агрессивно, спать. Каждая из реакций нормальная и необходима, дайте возможность прожить ек.

Выберите правильное место встреч, исходя из особенностей ребкнка и кровных родителей. Приведкм возможные варианты с их достоинствами и недостатками.

1. Кабинет специалиста (психолога, педагога, органов опеки)
+ Возможен контроль за ситуацией. Даже если специалист не находится в кабинете, он может подключиться в любой момент.
- Атмосфера встречи может быть холодной и безличной. Обстановка может быть не комфортной как для ребенка, так и для родителей, может напрягать и стеснять.
- Нет приватности общения. Присутствие специалиста на встрече снижает непринужденность и искренность общения.

2. Дом приемной семьи
+ Меньше нарушает течение жизни ребенка. Ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности.
- Родители могут чувствовать себя неудобно, находясь в чужом доме.

3. Дом кровных родителей
+ Родители и ребенок могут чувствовать себя комфортно. Ребенок может радоваться знакомым и родным комнатам, вещам, домашним животным.
- Приемные родители могут быть не в состоянии обеспечить полную безопасность ребенку. Ребенок может чувствовать себя не комфортно и плохо, если не жил с родителями в этом доме или если с домом связаны неприятные воспоминания.
- Кровные родители могут испытывать неловкость и стыд за свои условия жизни.

4. Дом родственников
+ Обстановка более нейтральная, чем дом родителей, но в то же время знакомая ребенку.
- Может быть критика кровных и приемный родителей со стороны родственников.

5. Нейтральное место (кафе, парк, зоопарк, набережная и др.)
+ Обстановка менее эмоциональная. Окружающие вещи не вызывают различных воспоминаний.
+ Вокруг есть посторонние люди, которые могут помочь в непредвиденных ситуациях.
- Отсутствие приватной атмосферы.

Бывают случаи, когда кровные родители хотят общения с ребенком, но это является недопустимым или невозможным – кровные родители живут далеко, находятся в тюрьме, психически нездоровые и т.д. Даже в этих случаях ребенок может получить пользу, если найти другие формы связи. Звонки по телефону, смс, общение в социальных сетях, обмен открытками или подарками на праздники – все это позволит удовлетворить потребность в общении с кровными родителями, не навредив ребёнку.

Какие бы ни были кровные родители, по какой бы причине ребенок ни жил отдельно от них – это самые важные люди в его жизни. Примите их, найдите в них хорошее и позвольте ребенку общение с ними.
Автор статьи: Анастасия Киреева

Статья основана на материалах программы «Формирование компетентности специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основанной на международной программе «PRIDE». Программа проводится психологом Эльвирой Савиновой.
Made on
Tilda